РЕЗОЛЮЦИЯ
по итогам заседания «круглого стола»
«Внедрение механизмов комплексной помощи семьям,
воспитывающим детей с РАС»
г. Липецк 2019 год
Одним из приоритетов Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, разработанной во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей, является повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей, и обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.
Целью работы «круглого стола» является выработка единой стратегии взаимодействия разно профильных Управлений и некоммерческих организаций, реализующих свою деятельность по направлению «Социальная адаптация инвалидов и членов их семей».
В ходе обсуждения участники круглого стола констатировали, что в сложившихся условиях важно говорить о необходимости пересмотра системы работы с семьями, воспитывающими детей с РАС (расстройствами аутистического спектра). Подчеркнули, что решение этой задачи требует широкого вовлечения в этот процесс некоммерческого сектора, имеющего опыт в адресной социальной работе с такой категорией граждан.
Заслушав представителей управлений Липецкой области и выступление о результатах деятельности по социально-значимому проекту «Время милосердия», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов, участники круглого стола обозначили, что совместная работа власти и социально-ориентированных НКО являются важным ресурсом работы с семьями, воспитывающими детей с РАС. Сегодня стоит задача использовать высокий потенциал эффективного общественно-государственного партнерства и расширения качества социальных услуг.
В целях максимально полного использования потенциала партнёрства власти и социально-ориентированных НКО участники круглого стола считают целесообразным рекомендовать:
1. Управлениям образования и науки, социальной защиты населения и здравоохранения Липецкой области обеспечить распространение информации о необходимости повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей, необходимой для воспитания, обучения и оказания своевременной помощи своим детям с РАС, путем размещения соответствующей информации на официальных сайтах управлений.
2. Довести до сведения сотрудников подведомственных учреждений (педагогов, воспитателей, соц. работников) информацию о признаках РАС (расстройств аутистического спектра), которая в корректной форме может быть доведена до сведения родителей в ознакомительных целях.
3. Управлению информатизации администрации Липецкой области оказать содействие в размещении информации «Эмоциональные и поведенческие проявления ребенка, на которые родителям необходимо обратить внимание» в центрах «Мои документы».
Своевременно начатое медицинское и психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с РАС междисциплинарной командой специалистов (психологами, логопедами-дефектологами и др.), позволит снизить уровень социальной изолированности и улучшить качество жизни этих семей.
ВОЗМОЖНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ РАС
(расстройств аутистического спектра)
Эмоциональные и поведенческие проявления ребенка,на которые родителям необходимо обратить внимание:
- Ребенок избегает эмоциональных, зрительных и телесных контактов, замкнут. Не реагирует на обращенную речь. (Нарушение коммуникации)
- У ребенка резкие перемены настроения, вспышки гнева, истерики, агрессия. (Нарушение социального поведения)
- Однообразные, часто повторяющиеся движения, раскачивания. (Стереотипное поведение)
- Ребенок крайне молчалив или вовсе не разговаривает. (Нарушения речи)
Чем раньше ребенок с аутизмом начнет получать помощь по развитию понятийного аппарата, развитию речи и социально-приемлемых навыков поведения, тем больше у него шансов на социальную адаптацию и улучшение качества жизни всей семьи.