"Мир детей и взрослых" - Актуальность проблемы

Печальный факт, но с каждым годом наблюдается тенденция к увеличению количества детей  с РАС (расстройствами аутистического спектра), особые потребности и возможности которых, провоцируют социальную изолированность и снижение качества жизни семей, в которых они воспитываются.

По статистике  Минздравсоцразвития  РФ в 2015 году было зарегистрировано около 18 тыс. детей страдающих этим заболеванием. В 2017 году статистика аутизма в России показывает 22 тыс. зарегистрированных детей. Последняя цифра 2018 года - 31 685. Но, поскольку это подсчеты, официально находящихся на учете детей, то эта цифра отличается от реальной картины.

По статистике  в Липецкой области  в 2017 году  «стояли»  на учете 126 семей, цифра 2019 года – 157. И эта цифра далека от реальной численности.  Многие родители, воспитывающие детей с РАС, не становятся на учет из-за того, что диагноз и инвалидность при этом заболевании оформляется у психиатра. Родители считают, что  психиатрический диагноз «ставит  крест» на их детях и лишает их будущего.

На данный момент в Липецкой области  государственными образовательными учреждениями  в необходимом объеме  индивидуальная  комплексная психолого-педагогическая  помощь  не оказывается. АБИЛИТАЦИЯ  для ребенка-аутиста  с групповых занятий начинаться не может. Из-за психоневрологических особенностей  у каждого ребенка свой путь развития,  и на начальном этапе необходима индивидуально подобранная коррекционно-развивающая программа.

Имеющиеся ресурсные классы на базе школ и группы в детских садах, которые используют индивидуальный подход,  не охватывают того количества семей, которые нуждаются в помощи.

Управлением здравоохранения Липецкой области 16 ноября 2017 года издан Приказ № 1547 «Об организации работы по раннему выявлению расстройств аутистического спектра у детей в Липецкой области».

Который предусматривает:

- раннее выявление расстройств аутистического спектра

- порядок взаимодействия медицинских организаций Липецкой области при оказании медицинской помощи детям с расстройством аутистического спектра

- маршрутизацию пациентов, страдающих заболеваниями аутистического спектра.

- и непосредственное оказание специализированной медицинской помощи детям с расстройствами аутистического спектра.

Но, к сожалению, на этом все заканчивается. Прохождение планового медикаментозного лечения без ежедневного комплексного психолого-педагогического сопровождения  малоэффективно.

После выявления заболевания в медицинских учреждениях необходимо проводить разъяснительную работу с родителями о необходимости  оказания своевременной и возможной помощи свои детям.

Родители должны понимать особенности этого заболевания, возможности   и потребности своего ребенка. И повышать свою  социальную, коммуникативную и педагогическую компетентность, необходимую для воспитания и обучения своих детей.  (Чтобы не возникало ситуаций, вроде: не занимались раньше, думали, что рассосется).

И эту разъяснительную работу необходимо начинать проводить именно врачами, потому, что врачам верят и к их рекомендациям прислушиваются (Так доктор сказал!).

Важно понимать, что   в зависимости от степени тяжести и патологии психического развития длительность коррекционно-развивающего процесса индивидуальна для каждого ребенка с РАС.  Но этот процесс всегда долговременный, и требует комплексного подхода.

Для того, чтобы ребенок с РАС приобрел статус  "многофункциональный аутист", процесс абилитации необходимо начинать в раннем  дошкольном возрасте.  Пока не произошло закрепление неадекватных поведенческих и речевых паттернов. При своевременной и правильно подобранной индивидуальной психолого-педагогической коррекции у детей с РАС,  к  8-9 - летнему возрасту,  возможно сформировать главные   необходимые навыки (понятийные, речевые, поведенческие), которые позволят в дальнейшем посещать образовательные  учреждения.