Печальный факт, но с каждым годом наблюдается тенденция к увеличению количества детей с РАС (расстройствами аутистического спектра), особые потребности и возможности которых, провоцируют социальную изолированность и снижение качества жизни семей, в которых они воспитываются.
По статистике Минздравсоцразвития РФ в 2015 году было зарегистрировано около 18 тыс. детей страдающих этим заболеванием. В 2017 году статистика аутизма в России показывает 22 тыс. зарегистрированных детей. Последняя цифра 2018 года - 31 685. Но, поскольку это подсчеты, официально находящихся на учете детей, то эта цифра отличается от реальной картины.
По статистике в Липецкой области в 2017 году «стояли» на учете 126 семей, цифра 2019 года – 157. И эта цифра далека от реальной численности. Многие родители, воспитывающие детей с РАС, не становятся на учет из-за того, что диагноз и инвалидность при этом заболевании оформляется у психиатра. Родители считают, что психиатрический диагноз «ставит крест» на их детях и лишает их будущего.
На данный момент в Липецкой области государственными образовательными учреждениями в необходимом объеме индивидуальная комплексная психолого-педагогическая помощь не оказывается. АБИЛИТАЦИЯ для ребенка-аутиста с групповых занятий начинаться не может. Из-за психоневрологических особенностей у каждого ребенка свой путь развития, и на начальном этапе необходима индивидуально подобранная коррекционно-развивающая программа.
Имеющиеся ресурсные классы на базе школ и группы в детских садах, которые используют индивидуальный подход, не охватывают того количества семей, которые нуждаются в помощи.
Управлением здравоохранения Липецкой области 16 ноября 2017 года издан Приказ № 1547 «Об организации работы по раннему выявлению расстройств аутистического спектра у детей в Липецкой области».
Который предусматривает:
- раннее выявление расстройств аутистического спектра
- порядок взаимодействия медицинских организаций Липецкой области при оказании медицинской помощи детям с расстройством аутистического спектра
- маршрутизацию пациентов, страдающих заболеваниями аутистического спектра.
- и непосредственное оказание специализированной медицинской помощи детям с расстройствами аутистического спектра.
Но, к сожалению, на этом все заканчивается. Прохождение планового медикаментозного лечения без ежедневного комплексного психолого-педагогического сопровождения малоэффективно.
После выявления заболевания в медицинских учреждениях необходимо проводить разъяснительную работу с родителями о необходимости оказания своевременной и возможной помощи свои детям.
Родители должны понимать особенности этого заболевания, возможности и потребности своего ребенка. И повышать свою социальную, коммуникативную и педагогическую компетентность, необходимую для воспитания и обучения своих детей. (Чтобы не возникало ситуаций, вроде: не занимались раньше, думали, что рассосется).
И эту разъяснительную работу необходимо начинать проводить именно врачами, потому, что врачам верят и к их рекомендациям прислушиваются (Так доктор сказал!).
Важно понимать, что в зависимости от степени тяжести и патологии психического развития длительность коррекционно-развивающего процесса индивидуальна для каждого ребенка с РАС. Но этот процесс всегда долговременный, и требует комплексного подхода.
Для того, чтобы ребенок с РАС приобрел статус "многофункциональный аутист", процесс абилитации необходимо начинать в раннем дошкольном возрасте. Пока не произошло закрепление неадекватных поведенческих и речевых паттернов. При своевременной и правильно подобранной индивидуальной психолого-педагогической коррекции у детей с РАС, к 8-9 - летнему возрасту, возможно сформировать главные необходимые навыки (понятийные, речевые, поведенческие), которые позволят в дальнейшем посещать образовательные учреждения.