СТАТЬИ

Снимите с меня "ярлык"

«Бич нашего времени» - так называют болезнь, о которой полвека назад слышали лишь специалисты. По статистике, сегодня каждый 88-й ребенок имеет расстройства аутистического спектра. С каждым годом наблюдается тенденция к увеличению количества детей с такими ограниченными возможностями психического здоровья, т.е. еще большее количество семей попадают в ситуацию социальной изолированности.

Одними из приоритетов Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, разработанной во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей, являются повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей, и обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей. Детей с РАС (расстройствами аутистического спектра) чаще всего признают не обучаемыми, т.к. отсутствие или недоразвитие речи, без которой усложнено адекватное развитие всех остальных психических процессов, и несформированность социально-приемлемых форм поведения затрудняют посещение даже коррекционных образовательных учреждений. Многие дети с этим диагнозом имеют сохранный интеллект, но особенности их заболеваний, не позволяют сразу это выявить. Необычное поведение, иное восприятие зрительных, слуховых, тактильных сигналов, которые сказываются на замедленном приобретении речевых и поведенческих навыков - это последствия комплексных нарушений развития.

В зависимости от степени тяжести и патологии психического развития длительность коррекционно-развивающего процесса индивидуальна для каждого ребенка. Но этот процесс всегда долговременный и требует комплексного подхода, и для детей с РАС он длится годами. Основными условиями для успешной социальной адаптации детей с РАС являются своевременно оказанная психологическая, дефектологическая и логопедическая помощь и приобретение родителями и родственниками навыков и компетенций, необходимых для развития и воспитания этих детей.